01.07.2015

«Волшебная палочка»


«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.


Например, передающий называет
- на математике: любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (мень­ше);
- на русском языке: существительное — прилагательное (глагол) к нему;
- на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;
- на химии: вещество — его харак­теристику (органическое-неорганическое, металл-неметалл);
- на истории: фамилию исторического деятеля —
имя (или страну, или даты жизни).

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правиль­ность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность сло­восочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за сло­вом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:

СТОЛ
стол с чернильными пятнами
стол со скатертью, 
раскладной стол, 
обеденный стол. 

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в боль­шей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

Примеры вариантов:
— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;
— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствую­щих ответил бы точно так же, то они встают;
например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они соглас­ны);
но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,
например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, вы­сокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;
— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наиме­нее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевы­бирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).
Автор: В.М. Букатов

Комментариев нет: