01.02.2018

Мнемотехника

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники. Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника, на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать, а также обсудим некоторые особенности различных приемов.


В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

1. Составление смысловой фразы

Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.
Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.
Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:
«Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай».
Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов — десять пар черепных нервов!
Онегин — Обонятельный
Знает — Зрительный
Где — Глазодвигательный
Была — Блоковый
Татьяна — Тройничный
Он — Отводящий глаз
Летит — Лицевой
Стрелой — Слуховой
Язык — Языкоглоточный
Болтается — Блуждающий
До — Добавочный
Пят — Подъязычный
Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой ещё со школы. Думаю, и вам пригодится:
Пепсин ПЕПпи
Химозин Хитрая
Желатиназа ЖЕЛтая
Лизоцим Лиса

2. Составление слова

Например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!

3. Рифмизация

На этот раз будем запоминать ткани животных:
Эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Составим стих по первым буквам:
«Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!»

4. Образование смысловых фраз

Этот способ поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу: «Большой лев желает править придворными».
А в малом (легочном) круге кровообращения — с правого желудочка, и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «Маленький принц желает любви придворным».

А какие приемы мнемотехники используете на уроках Вы?

2 комментария:

Баян Альмухамедова комментирует...

И у нас на уроках бывают разные виды запоминаний трудных фраз по тем или иным темам орфографии или пунктуации. Приведу примеры и я. Может кому- то пригодится. 1.СУП - согласование, управление, примыкание = таким образом мы с уч-ся на уроках "варим" СУП, и они это легко и быстро запоминают и различают данные виды подчинений. 2. ЦИОВ - это расшифровка синтаксического разбора предложений: Ц- по Цели высказывания, И - по интонации, О - основа предложения, В - второстепенные члены предложения. Есть ещё некоторые. Рада буду, если Вы используете и мои небольшие приёмы.

Олеся Бодрая комментирует...

Для запоминания правописания чередующихся гласных (е-и) в корне предлагаю детям запомнить имя "ИрА", обращая при этом их внимание на гласную "А", так в правиле говорится о том, что в корне пишется буква "И" , если после него стоит суффикс А. Например, собирАть, отдирАть, НО: собЕру, убЕру. Лично сама помню это правило еще со школы.