Хотите повысить эффективность ваших уроков для развития
мыслительных навыков у ваших учеников? Вспомните о таксономии целей Блума.
Приступив к
планированию уроков по развитию разных типов интеллекта, легко попасть в
ловушку, когда все ваши уроки будут сводиться только к двум уровням – знание и
понимание. Но постоянно помня о таксономии Блума, можно спланировать урок,
задействовав все уровни познания. Вы получите инструмент, который поможет вам
отслеживать, насколько эффективно вы побуждаете к деятельности все типы
интеллекта учеников на каждом уроке.
В 1956 году
профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия
образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности,
которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при
планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков
высокого уровня.
Таксономия –это
учение о принципах и практике классификации и систематизации
Согласно
таксономии Блума, образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную,
аффективную и психомоторную. Эти области не совсем точно можно описать как
"знания/голова", "чувства/сердце",
"делание/руки".
Предлагаю Вам некоторые
приемы и методы, которые отражают иерархию образовательных целей и формируют
задачи обучения:
1 1. Помнить – умение запоминать и
воспроизводить материал
2. Понимать – умение объяснять и интерпретировать изученный материал
3. Применять – умение использовать изученный материал и переносить изученное в другую сферу
4. Анализировать – умение выделять части материала из целой структуры
5. Оценивать – навык судить о предмете на основе заданных критериев и давать обратную связь по его сути
6. Создавать – умение создавать новые смыслы, объекты и структуры
2. Понимать – умение объяснять и интерпретировать изученный материал
3. Применять – умение использовать изученный материал и переносить изученное в другую сферу
4. Анализировать – умение выделять части материала из целой структуры
5. Оценивать – навык судить о предмете на основе заданных критериев и давать обратную связь по его сути
6. Создавать – умение создавать новые смыслы, объекты и структуры
Более подробно можно
прочитать тут
3 комментария:
Считаю, что использование таксономии Блума на уроках русского языка - это средство активизации познавательной деятельности учащихся. И такие стратегии как "Ромашка Блума", "Кубик Блума" итд делают наши уроки ещё увлекательнее, дети с удовольствием почти все подключаются к работе на уроке.
Таксономия Блума учитывает широкий набор факторов, которые оказывает влияние на преподавание и обучение. Шесть базовых мыслительных процессов используются в работе.
Используя таксономию Блума, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания. Таким образом, можно отслеживать, насколько задействованы учащиеся с разными типами интеллекта.
Отправить комментарий