21.08.2015

Технологический прием "Шесть шляп"


Приёмы групповой познавательной активности всегда вызывают затруднения в реализации. Помимо сложности управления учебными группами, сопровождения их творческого поиска, накладываются возрастные особенности, специфика учебного предмета и т.д.

Приём ШЕСТЬ ШЛЯП привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс. Мы распределяем различные способы мышления по соответствующим шляпам. Автор этого приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно.

Шесть шляп – это шесть способов мышления.
- Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
- Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
- Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
- Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы.
Главное для учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всесторонне обсуждение, неоднозначные решения и оценки.

Из практики.

Урок отечественной истории. Разбираем с учениками события 1 марта 1881 года, т.е. убийство царя Александра II.
Поднимаем вопрос, который действительно обсуждался в российском обществе: что делать с террористами-убийцами?

Разбил класс на группы. Задания группам:
Первая группа: Найдите убедительные аргументы для обоснования смертного приговора заговорщикам.
Вторая группа: Обоснуйте свои доводы в защиту террористов. “Казнить нельзя!”
Третья группа: Представьте себя в роли царского правительства. Сформулируйте, какие необходимо принять меры для нормализации обстановки в России того времени.
Четвёртая группа: Представьте, как могли повести повести себя члены царской фамилии. Как бы вы реагировали на их месте.
Пятая группа: Вы – пессимисты. Докажите, что ни казнь, ни, наоборот, оправдание убийц царя, ничего фактически не изменят.
Шестая группа. Эксперты. Этой группе предоставлен пакет “эксклюзивной” информации. Ученики знакомятся с изучаемым событием не только по учебнику, но и по материалам научных статей, энциклопедий, справочников.

Дано задание: Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения смоделировать политическую ситуацию 1881 года? Какие на деле были приняты меры в России?

Учитель в ходе обсуждения подходит к каждой из групп, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений. Только направляет дискуссию.
Как видим, историческое событие мы попытались оценить и с нравственной стороны.
На следующем этапе урока каждая из групп докладывает о результатах своего обсуждения. Участникам других групп разрешается возражать, задавать вопросы.
Разумеется, важно подвести итоги дискуссии. Вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою гражданскую позицию.

Думаю, каждый из учителей-предметников может найти свой вариант использования ШЕСТИ ШЛЯП. К примеру, учитель физики при изучении проблем атомной энергетики, учитель биологии о проблемах генной инженерии и т.д.
Автор: Г.О. Аствацатуров

Комментариев нет: