21.02.2015

Проект: работать или нет?

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода про­ектов.
2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной ра­боты.
5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
6. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но
«Почему ты это сделал так?»).
7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю, работающему по методу проектов
1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для всех в классе.
2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт уче­ника и психологические свойства его личности.
3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы: изготовле­ние предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, корот­кую пьесу и так далее.
4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Пусть сделают меньше, но лучше. Постарайтесь, чтобы у них оставалось время и на другие пред­меты.
5. Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их. Пытайтесь вовлечь и других учителей в работу над про­ектом.
6. Установите ограничители: если это письменный проект, сразу огово­рите количество страниц, чтобы не было состязаний между способными и менее способными.
7. Прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнета­ет, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают, будто наименее важную.
Метод проектов ставит учителя в особую позицию - сотрудничества с учащимися. Поэтому педагогу необходимо:
• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи­мые темы проектов;
• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу уча­щихся;
• переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея­тельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов дея­тельности исследовательского, поискового, творческого плана.
Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традицион­ных видов работ - объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, фрон­тальных методов и классно-урочной системы.
Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов - и не более того.

Педагог в зависимости от цели обучения и содержания учебного ма­териала выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший ре­зультат.

1 комментарий:

Иванова Г.А. комментирует...

Уважаемая Алина, замечательные правила! Вы составляли их сами или использовали какие-то источники информации?